Пиратские действия

Пиратские действия

Помощь перевозчикам и фрахтовщикам по снижению риска пиратства в отношении грузов, перевозимых близи побережья Сомали.

По данным Международной морской организации (IMO) в 2010 году было заявлено о 489 актах пиратства и вооруженных разбоев в отношении судов – на 20 % больше чем в 2009 году. Из них более 160 были совершены вблизи побережья Восточной Африки. А из 28 000 судов, проходящих у берегов Сомали, 1% подверглись нападению и 0,3 % были захвачены.

Средний срок освобождения за выкуп на данный момент 151 день, а приблизительная оценка общего ущерба от пиратства составила в 2010 году от 4,9 до 8,3 млрд. долл. США. Прогнозируется, что к 2015 году данный показатель возрастет до 13-15 млрд. долл. США.

Серьезность проблемы широко известна представителям отрасли судоходства и морским перевозчикам. Вероятность стать жертвой нападения может быть снижена за счет того, что суда, перевозящие ваши грузы, при перевозке грузов в регионах, подверженных этим рискам, применяют наилучшие методы и процедуры управления.

Ниже приведены несколько моментов, которые необходимо учитывать при заказе перевозки грузов судном, следующим через регион, подверженный риску пиратского нападения:

  • Имеется ли информация о судне в Центре по обеспечению безопасности торгового судоходства Англии (UKMTO) и зарегистрировано ли оно в Центре безопасности судоходства – Африканский Рог (MSCHA)?
  • Будет ли судно использовать Рекомендуемый международный транзитный коридор (IRTC) и Групповую схему транзита или независимый конвой?
  • Провел ли перевозчик или владелец судна тщательную оценку риска до начала перевозки через высоко рисковые районы?
  • Будут ли обеспечены визуальные (устрашающие) и физические (превентивные) меры защиты судна, например, колючая проволока, электризуемое ограждение или пенные/водные средства защиты?
  • Готово ли судно маневрировать, чтобы сделать абордаж и захват более проблематичным, и сможет ли команда применить отработанные навыки?
  • Оснащено ли судно приборами слежения в полном соответствии с Правилами IMO – SOLAS XI 2/6 для Судовых систем охранного оповещения (SSAS), чтобы осуществить автономное и точное определение местонахождения судна и автоматически оповестить владельца судна и компетентные органы?
  • Обеспечено ли на судне безопасное место в соответствии с инструкциями MSCHA по созданию и использованию убежищ?

В результате совместных усилий межгосударственных и военных организаций, а также морской и транспортной индустрии были разработаны Передовые управленческие методы по защите от сомалийского пиратства, известные как BMP4, которые были выпущены в августе 2011 года.

Этот документ дает важные рекомендации по сокращению вероятности стать мишенью пиратов, а также увеличению шансов дать им отпор в случае нападения и информирует, как обеспечивать взаимодействие с морскими/военными силами, базирующимися в регионе.

BMP4 делает упор на важность оценки риска, которая должна быть конкретной для каждой отдельно взятой перевозки. Эта оценка должна включать превентивные, уклонительные и оборонительные меры, такие как: использование Системы автоматического распознавания (AIS), а также навигационных огней; повышенная бдительность; организация постов наблюдения; применение Систем охранного видеонаблюдения (CCTV) и радаров.

Кроме того, вступление в силу Кодекса ОСПС (ISPS) и Кодекса МКУБ (ISM) сделало оценку безопасности и рисков неотъемлемой частью мероприятий по обеспечению безопасности. Мероприятия, направленные на предотвращение и борьбу с пиратством и с вооруженными нападениями на морские суда, должны быть частью процедур по реагированию на чрезвычайные ситуации в Системе управления безопасностью или, в случае если ситуация диктует необходимость повышенной бдительности, частью процедур в рамках Плана по безопасности судна.

Другие моменты, на которые необходимо обратить внимание при оценке вероятности стать жертвой пиратского нападения, - параметры морского судна: фактический размер, высота надводного борта, максимальная скорость, сезон/время транспортировки. Опыт, полученный во время предыдущих нападений, показывает, что суда с надводным бортом более 8 метров и/или суда, передвигающиеся со скоростью более 18 узлов, менее подвержены опасности нападения и захвата. Также в период с июня по июль, совпадающий с юго-западным муссоном, наблюдается существенное сокращение пиратства.

На сегодняшний день ни одно судно, защищенное при помощи вооруженных подразделений охраны, не было захвачено пиратами. Использование Частных вооруженных подразделений охраны на контрактной основе, зависит от законодательства страны, под флагом которой ходит судно, и остается на усмотрение владельцев судов, капитанов и перевозчиков. Однако следует отметить, что такие подразделения не должны рассматриваться как альтернатива BMP4 и прочим мерам защиты.

В случаях, если выбран этот вариант, владельцам судов, перевозчикам и капитанам необходимо действовать в соответствии с циркулярами IMO: MSC.1/Circ.1406/Rev.1 и MSC.1/Circ.1405/Rev.1, регламентирующими использование Частных контрактных вооруженных подразделений охраны (PCASP) на борту судна.

Как владелец груза, вы, возможно, думаете, что не в состоянии контролировать выполнение этих превентивных мер. Однако вы должны принять участие в обсуждении данных вопросов с вашим перевозчиком или экспедитором, чтобы они смогли гарантировать, что владелец судна или фрахтовщик следуют вышеперечисленным процедурам.