CNews: Дистанционное обслуживание клиентов – одно из перспективных направлений для страховых компаний. По вашему мнению, какие факторы ограничивают развертывание сервисов ДО?
Михаил Кондратьев: Если говорить про дистанционное обслуживание клиентов, то его пока существенно сдерживает отсутствие законодательства, связанного с электронным полисом. Мы рассчитываем, что это направление будет активно развиваться в 2014–2015 годах, когда соответствующая законодательная база будет принята.
Если говорить о дистанционном обслуживании партнеров, то это было и остается для нас стратегическим направлением, и мы идем по пути его совершенствования. Полномасштабный запуск системы (B2B) состоялся в 2011 году в рамках общей модернизации. Мы продолжаем активно работать в этом направлении, добавляя все новые функции, стараясь максимально автоматизировать и сделать удобной работу с нашими агентами и партнерами. Система B2B позволяет производить расчет стоимости полиса (котировку), оформлять продажу полисов, получать информацию по продуктам, новости компании и т.д. Таким образом, мы повысили удобство работы для наших партнеров (они могут работать онлайн), существенно снизили затраты на обработку большого количества первичной документации и ошибок – в большинстве, полисы рассчитываются и выписываются с помощью нашей системы B2B. Такой механизм позволяет повысить эффективность, сократить расходы, а также является дополнительным способом защиты от мошенничества. В целом, развитие дистанционного обслуживания клиентов, – это общий тренд для страхового рынка, поскольку в этом направлении он, в отличие от банковского, пока отстает.
CNews: Как вы оцениваете готовность российского рынка страхования к появлению электронного полиса с точки зрения ИТ-инфраструктуры?
Михаил Кондратьев: Компании готовы инвестировать в развитие этого направления, но пока непонятна схема работы с электронным полисом. Некоторые вещи, безусловно, лежат на поверхности: например, грамотное оформление веб-сайта. Однако вопросы системы авторизации, электронной подписи пока обсуждаются, и здесь до сих пор сохраняется неопределенность. На сегодняшний день рынок находится в ожидании законодательных изменений, касающихся электронного полиса, и активно к этому готовится.
CNews: Какие потребности страховых компаний в информатизации недостаточно закрываются вендорскими решениями?
Михаил Кондратьев: В компании Zurich на сегодняшний день нет такой системы, которая бы нас настолько не устраивала, что пришлось бы задуматься о ее замене. Мы подобрали набор систем и решений, он закрывает все наши потребности.
CNews: Какие тренды будут определять процесс информатизации страховых компаний в ближайшие пару лет?
Михаил Кондратьев: Что касается России, то, во-первых, это, конечно же, дистанционное обслуживание клиентов или электронный полис, о котором я уже говорил. Наконец страховому рынку разрешили развиваться по этой модели и, если посмотреть на количество потребителей аналогичных сервисов у банков, то нетрудно предсказать высокую активность компаний по развитию этого направления.
Следующее направление – централизация страхового бэк-офиса. Наша компания этот этап уже прошла, создав Федеральный административный центр в Иваново, где обрабатывается информация из всех филиалов. Безусловно, потребовалось много усилий, чтобы создать систему сканирования, электронный архив, обеспечить маршрутизацию всех процессов и т.д. Тем не менее, используя определенный набор инструментов, мы решили эту задачу, сократив в разы свои затраты и повысив эффективность работы. По тому же пути стараются идти и другие страховые компании на рынке.
Ну и третий тренд – это изменения, связанные с требованиями регуляторов, которым необходимо осуществлять информационный контроль за компаниями.