Москва
Мошенничество на транспортных биржах

Помните о мошенничествах на транспортных биржах

На рынке грузовых перевозок существуют онлайн платформы и инструменты, помогающие индустрии автоперевозок уравновешивать спрос и предложение имеющихся грузов и транспортных средств. Экономическая выгода от транспортных интернет-бирж очевидна, именно поэтому их использование широко распространено среди транспортных компаний и экспедиторов.

К сожалению, эта же легкость доступа к таким полезным, в остальных случаях, инструментам создает новые возможности для преступников, проникающих в систему, чтобы обманом завладеть ценным грузом.

Исследования компании Zurich показывают, что по всей Европе резко увеличилось число случаев, когда грузоотправители передавали свои грузы, как им казалось, правомочной транспортной компании, которая позднее исчезала вместе с грузом, вместо того, чтобы доставить его по согласованному адресу.

Наши сведения позволяют предполагать, что о большинстве происшествий вообще не сообщается, в основном из-за нежелания экспедиторов и грузоотправителей признаться, что они стали жертвой такого мошенничества.

После анализа всех имеющихся сведений и заявлений о таких преступлениях стали очевидны некоторые схожие черты в схемах, по которым мошенники совершают преступления. В начале, грузоотправителем или экспедитором, действующим от его имени, в системе транспортной биржи создается заявка (заказ); запрашиваемые документы и договоры передаются и составляются исключительно по электронной почте или мобильному телефону. При этом проверка транспортной компании либо вообще не проводится, либо она недостаточна. Все развивается так, как если бы это был реальный договор перевозки, пока грузоотправитель не начинает получать звонки от грузополучателя, обеспокоенного местонахождением груза. Тогда, грузоотправитель и грузополучатель понимая, что перевозчик бесследно исчез, осознают, что это была фиктивная компания.

По нашему опыту, мы можем сказать, что такие преступления совершаются хорошо организованными группами, мишенью которых являются ценные грузы. Массовые грузоперевозки, когда преступники видят, что их не проверяют, также становятся объектом их посягательств. Подобные случаи учащаются в период максимальной нагрузки на складах и в распределительных центрах. В некоторых случаях мошенники также проявили хороший уровень знаний процессов у грузоотправителя. Например, заключали договор субподряда на первое плечо перевозки с другим перевозчиком и затем меняли место назначения при помощи нового перевозочного документа или, получали сертификат страхования ответственности, каждый раз зная, что в момент погрузки будет производиться проверка.

К другим характерным чертам мошеннических действий часто относится использование украденных табличек и номерных знаков, использование документов о страховании ответственности, полученных у легальной страховой компании, использование типового/не имеющего отношения к компании электронного адреса (такого как mail, rambler, yandex, и т.д.), использование фальшивых фирменных бланков и поддельных разрешений.

Транспортные интернет-биржи, не требующие необходимого уровня идентификации при регистрации или не проводящие надлежащих проверок, подвергают ваш груз риску кражи.

Первоочередной мерой самозащиты при использовании транспортных бирж может стать то, что вы удостоверились, что ee новые участники проходят проверку, а их деятельность тщательно контролируется.

Критерии выбора
Выбирая транспортную интернет-биржу, учитывайте следующее:

  • Насколько жестким является контроль при принятии новых участников? Возможные проверки должны касаться истории бизнеса, рекомендаций от партнеров, упоминания в реестре юридических лиц, списка телефонов и web-сайтов компании;
  • Количество действующих клиентов, заключивших договоры;
  • Число стран, где эта система уже используется, и возможность перехода на ваш язык;
  • Проводится ли проверка платежеспособности?
  • Работает ли горячая линия и доступна ли она?
  • Каковы технические требования для доступа?
  • Можно ли бесплатно протестировать систему в режиме реального времени?
  • Разрешено ли участникам системы заключать договора субподряда с непроверенными транспортными компаниями?

Проверка перевозчика
Перевозчики и экспедиторы занимают ответственную позицию и поэтому должны помнить следующее:

  • Ценные грузы перевозятся только проверенными партнерами.
  • Необходимо проверить личность заявленного водителя, номер транспортного средства и свидетельство о регистрации транспортного средства.
  • Незнакомый водитель должен предоставить копию своего водительского удостоверения и фотографию, если это не запрещено по закону.
  • Выяснение всех вопросов должно происходить по городскому телефону. Необходимо быть особенно внимательным, если используется типовой/не имеющий отношения к компании электронный адрес или мобильный телефон.
  • Обращайте внимание на людей, задающих вопросы о маршруте, пункте отправления, месте назначения, грузе, типе и грузоподъемности транспортного средства и т.п. Персонал, занимающийся перевозкой, должен понимать, кому сообщается информация, и в случае сомнений, немедленно сообщить руководству / в отдел собственной безопасности.

Инструкции водителю
Инструкции для водителя должны быть четкими. Их следует излагать в письменном виде, а дающее их лицо должно потребовать, чтобы перевозчик передал их водителю и предоставил подписанное им подтверждение того, что водитель получил, прочитал и понял эти инструкции. Если инструкции по доставке изменяются, необходимо письменное подтверждение изменений от старшего руководящего персонала по адресу доставки или от заказчика. По прибытию в место назначения убедитесь в наличии разборчивой подписи и напечатанного имени в накладной, подтверждающей доставку груза.

Предотвращение утечки информации
Обстоятельства некоторых крупных краж свидетельствуют о том, что грабители заранее знали, на какой грузовой автомобиль нападать. Наиболее вероятной причиной в данном случае является утечка критически важной информации из центрального офиса транспортного оператора (или даже грузоотправителя). Предотвратить возникновение такой ситуации помогут:

  • Оценка сведений об опыте: необходимо проверять новых работников, прежде чем давать им доступ к закрытой информации, например, описанию груза. Для высоко рисковых сегментов транспортного рынка вопрос может быть решен созданием или доступом к специальному централизированному реестру с подтвержденной информацией о работниках, водителях, диспетчерах и т.д. Эта информация может быть либо положительной, в случае доказанного профессионального подхода, либо отрицательной, если работник уже привлекался к ответственности за похожее преступление.
  • Карантинный период: новым работникам не разрешается заниматься перевозкой ликвидных грузов в течение определенного периода времени (например, первых шести месяцев работы).
  • Разграничение доступа к информации: хотя это не всегда применимо, можно распространять информацию (о грузе) только среди работников, которым она необходима. Все остальные, включая водителей, не должны иметь доступа к этой информации. Чем меньше сотрудник знает, тем меньше он может сообщить, иногда даже непреднамеренно, не тем людям.

Контакты
По всем вопросам обращайтесь к вашему представителю компании Zurich или вашему брокеру.